Главная » Статьи » Другое, разное [ Добавить статью ]

Платежные терминалы теснят банки

Как отметили в столичном управлении Роспотребнадзора, жалоб на работу терминалов поступает мало, типично жалуются на потерю платежей. Это происходит из-за ошибок плательщиков, которые указывают не те реквизиты, или из-за сбоя внешней платежной системы, продажа платежных терминалов. Как считает Андрей Горячкин, возможность безвозвратно потерять деньги при платеже через терминал невелика — достаточной гарантией служит соглашение со ЭПС на прием платежей и открытие депозита, около которого будут проводиться платежи, принятые через терминал.

Мошенники пытаются сбывать через терминалы поддельные купюры (о фальшивых деньгах читайте на стр. 32), но это скорее риск для владельцев терминалов. «Серьезные игроки не экономят на высоконадежных купюроприемниках, поэтому попытки оплатить поддельными или ветхими банкнотами заканчиваются неудачей»,— замечает господин Луценко. Можно предположить, что мошенники установят автомат, который только собирает деньги, но не подключен к платежным системам, а только имитирует платеж. Технически это несложно — спешим напомнить, что установку терминалов практически никто не контролирует. Но такой вид мошенничества пока не встречался по одной причине: устанавливать лжетерминал надо все-таки в охраняемом месте (чтоб выручку не забрали конкуренты — уличные грабители), а владельцы помещений навряд ли дадут место сомнительной сети, ведь потом следователь с вопросами придет к ним.

И с точки зрения экономики такое мошенничество не выглядит привлекательным. Определенный на новом месте терминал собирает в Москве 70 тыс. рублей приблизительно за три дня, а в провинции — за пять дней. Стоит же терминал от 38 тыс. рублей. Помимо этого, лжетерминал надо перевозить на новое место минимум раз в три дня. По мнению Леонида Сергеева, совладельца сети «Мгновенно», «теоретически гастролеры могут установить левый платежный терминал, но за неделю неплатежей автомат просто разнесут, ведь люди привыкли к тому, что трансакции осуществляются быстро». Наибольшую опасность для плательщиков представляет деятельность небольших игроков — чаще всего арендаторов терминалов, которые сами не заключают агентские договоры с процессингом.

Субъектами рынка платежных терминалов являются владельцы терминалов, производители автоматов и организаторы электронных платежных систем, осуществляющие процессинг и техподдержку. В стране в пределах 100 ЭПС, крупнейшие из них — Ciberplat, ОСМП и E-port. Схема построения платежного бизнеса проста: компания покупает терминал и заключает соглашение со ЭПС, которая открывает для фирмы депозит. На него хозяин вносит авансовый платеж любого размера, около которого он и может принимать платежи. Через процессинг он получает доступ к контролю состояния депозита и текущих операций на терминале. Потом оплаты частным лицом услуги информация о проведенном через терминал платеже поступает на сервер ЭПС, и с депозита владельца автоматически снимается сумма этого платежа и перечисляется на счет поставщика услуг. Хозяин терминала следит за остатком на депозите и пополняет его потом инкассации терминалов. Минимальная стоимость «входного билета» в платежный бизнес — $6—7 тыс.

Такие случаи не редкость. К примеру, недавно одна знакомая отправила 500 рублей через терминал, находящийся в магазине по адресу Ленинский проспект, 154. При наборе реквизита она ошиблась и перевела деньги на другой адрес. Поскольку трансакции безотзывные, плательщица попыталась связаться с владельцем терминала по указанным на квитанции номерам телефонов. В тоже время дозвониться до предпринимателя за две недели так и не удалось, и девушка прекратила попытки. Представители магазина-арендодателя терминала и ЭПС Е-port, осуществлявшая процессинг, дистанцировались от инцидента — формально виноват был плательщик, указавший неправильные сведения. «Прежде чем проводить платеж, убедитесь в принадлежности терминала к известным на рынке платежным системам, потом сделайте пробный платеж около десяти рублей и дождитесь поступления денег. Потом этого можете пользоваться этим терминалом»,— советует господин Горячкин.

О некотором перенасыщении свидетельствует появление платежных терминалов у цветочных киосков и на автостоянках. Рынок не стоит на месте — платежные сети, заимствуя эксперимент конкурентов, начинают предлагать схожий список услуг. Конкуренция тарифов превращается в конкуренцию качества сервиса и набора услуг. Порою кто-то из игроков удивляет рынок оригинальной идеей. Например, в ноябре сеть NexPay стала устанавливать на улицах терминалы «Штрих-Pay» повышенной прочности и выдерживающие мороз до -40°C.

Просмотров: 266