Главная » Статьи » Наука, техника [ Добавить статью ]

Экстремальный разгон ноутбука

Самым слабым местом ноутбука обычно является видеокарта. Мощный графический ускоритель зачастую составляет половину цены девайса, потребляет много энергии и выделяет много тепла. От последних двух факторов страдает мобильность — одно из самых важных свойств ноутбука, ради которого его большинство и покупает. Поэтому долгоиграющие ноутбуки комплектуются либо ускорителем графики, интегрированным в чипсет\процессор, либо двумя ускорителями сразу — мощным дискретным и экономичным интегрированным. Производительность интегрированных видеокарт пока что оставляет желать лучшего, и разгонять их особого смысла нет. А вот дискретные решения часто разгоняются существенно. Далее речь пойдет именно о них.

Дискретные ноутбучные видеокарты, так же, как и видеокарты для настольных ПК, можно классифицировать по уровню производительности. Если не вдаваться в детали и не учитывать множество подклассов, то условно мобильные видеокарты можно разделить на три сегмента: дискретная графика «для галочки», средний сегмент и топовый сегмент. Первая категория интереса для нас не представляет, т.к. уровень производительности таких видеокарт ненамного выше интегрированных. Разгон, конечно, даст некоторое увеличение производительности, но вряд ли его можно будет где-то почувствовать. Обычно их ставят, чтобы не тормозил «Аэро» и можно было поиграть в казуальные игрушки (еще одна весомая причина — организация выхода HDMI, чего встроенная графика не умеет — С.К.). Эти видеокарты набирают в тесте Futuremark 3Dmark 06 меньше 3000 баллов. Конечно, этот тест на данный момент уже прилично устарел, и по-хорошему надо бы сравнивать видеокарточки в тесте 3Dmark Vantage с поддержкой DX10, однако уровень производительности мобильных видеокарт таков, что с комфортом поиграть в игры с DX10 при высокой детализации удастся едва ли. Поэтому результаты теста с DX9 в данном случае можно считать актуальными.

Топовые видеокарты дорогие, прожорливые и очень горячие. Их система охлаждения часто занимает добрую четверть внутрикорпусного пространства ноутбука, если производитель подходил с умом к этому вопросу. Редко можно встретить ноутбук с диагональю меньше 17 с топовой графикой. Эти видеокарты позволяют играть почти во все современные игры на максимальном разрешении с максимальными настройками графики, но цена на укомплектованные ими ноутбуки начинается с цифры в 2000 вечнозеленых. А учитывая, что ноутбук с таким размером и весом особо не потаскаешь, да и от батареи он будет жить очень недолго, разумнее купить за те же деньги настольный ПК, который будет превосходить его в производительности в несколько раз. К тому же, нынешние топовые ускорители плохо разгоняются. Производители повышают производительность увеличивая количество ядер, а не рабочие частоты, из-за чего разгонный потенциал сильно снижается: производительность редко когда повышается больше, чем на 10%. Такие видеокарты набирают в тесте Futuremark 3Dmark 06 больше 8000 баллов.

Существует много программ для разгона и настройки видеокарт. Для видеокарт NVIDIA самой лучшей, с моей точки зрения, есть RivaTuner. Эта программа, отличаясь от множествах других, кроме того обладает правильным мониторингом частот. Дело в том, что частоты ядра изменяются не плавно, а с определенном шагом в несколько мегагерц, но программы для разгона дают выставить любую частоту с шагом 1МГц, а видеокарта округляет задаваемую программой частоту. Т.е. выставляем 1423, а в реальности имеем, к примеру, 1400, если частота изменяется с шагом 50МГц. А выставив 1440, в реальности получаем 1450. RivaTuner демонстрирует настоящие частоты, а не те, что выставлены ползунком в программе.

Для видеокарт ATI RivaTuner, как ни прискорбно, особо не применишь, разве что мониторинг будет работать, оставшиеся возможности увы не будут разрешены. Но отчаиваться не стоит, программы для разгона видеокарт были, есть и будут. К примеру, из известных мне: ATItool, GPU tool и другие. Существует определённая методика разгона видеокарт, не только мобильных. Разгон видеокарты подразумевает увеличение частоты видеочипа и видеопамяти. С чего начинать разницы нет, но я рекомендую с видеочипа. Выше я уже писал, что видеочип под нагрузкой изрядно греется и нагревает текстолит материнской платы вокруг себя вместе со всеми остальными элементами на нем. Почти практически постоянно сюда попадает и видеопамять, т.к. ее ставят рядом с видеочипом. У нее, как и у видеочипа, с ростом температуры уменьшается максимальная стабильная частота. И если первой гнать память, а потом видеочип, то может так получиться, что память, подогретая разогнанным чипом, начнет сбоить на тех частотах, которые ранее держала спокойно. Поэтому начинать лучше с ядра. Вообщем, если система охлаждения у Вас производительная и чип холодный, то можно и с памяти.

Методика достаточно проста. Сначала поднимаем частоту на некоторое небольшое число МГц, к примеру 10-50, и тестируем видеокарту на артефакты и нагрев. Артефакты — это искажения изображения, появляющиеся в результате перегрева или переразгона (или перегрева в результате переразгона J). Обыкновенно они представляют собой жёлтые точки или черточки, или целые полосы. Если артефактов и перегрева нет, то гоним дальше. И так пока не появятся артефакты. Как только они появились, откатываемся вспять на последнюю частоту, при которой их не было. Позднее уменьшаем шаг до минимально возможного и опять увеличиваем частоту. Когда появились артефакты, откатываемся на последнюю стабильную частоту и начинаем глобальное тестирование продолжительностью не менее получаса. Если во время этого времени артефактов замечено не было, то Вы нашли максимальную стабильную частоту вашего экземпляра. Тут нужно учитывать, что любой чип (будь то видеочип или чип видеопамяти) имеет свой разгонный потенциал, поэтом увидев где-то цифры максимальных стабильных частот для аналогичный видеокарты, как у вас, не спешите их ставить. Вполне предположительно, что Ваш экземпляр не сможет на них стабильно работать, или наоборот, способен на большее.

Тестирование на артефакты удобно проводить мохнатым кубом в ATItool. А нагревать лучше программой FurMark или аналогичными программами, к примеру, встроенный тест есть в GPUtool и в OCCT GPU. Мониторить температуру и частоту при помощи RivaTuner (в случае с видеокартами NVIDIA разгонять также лучше ей или NVIDIA System tools, т.к. бывает, что RivaTuner не успевает за выходом новых видеокарт и некорректно меняет частоты, к примеру в 9600М частоты 3D не выставляются вообще). Потом того, как максимальные стабильные частоты найдены, можно сохранить эти настройки в профиль и поставить в автозагрузку, или сделать правило, при котором этот профиль будет автоматически загружаться, к примеру, при запуске игры. Все современные видеокарты типично сами сбрасывают частоты в режим экономичного 3D или в 2D, если на них нет нагрузки, таким образом в простое видеокарта не будет разогнана, соответственно, не будет кушать электричество и изрядно греться. Если достигнутого Вам мало, а температура видеокарты еще не приближается к 90 градусам, то можно прибегнуть к вольтмоду, т.е. поднятию напряжения питания ядра и памяти для достижения больше высоких частот.

Просмотров: 402